Перейти к основному содержимому

Разработка информационной архитектуры

Наполнение услуги разработки и оптимизации информационной архитектуры покажу на результатах анализа информационной модели web ресурсов поставщиков облачных услуг.
Как правило в режиме самообслуживания клиенты взаимодействуют с тремя ресурсами:

  • Раздел с высокоуровневым описанием продуктов
  • Раздел сайта или выделенный портал с документацией и практическими руководствами
  • Консоль личного кабинета

Обычно данные ресурсы - в зоне ответственности нескольких структурных подразделений компании: маркетинг, департамент разработки, отдел аналитики и документирования. Присутствует риск несогласованности в структуре и наполнении разделов.

warning

Ошибки приводят к излишней нагрузке на поддержку, снижению клиентского опыта и увеличивают отток клиентов.

Для проведения анализа выбрал нескольких операторов публичного облака. Все ресурсы уже в общем доступе или доступ для физических лиц предоставляется после регистрации. Выбранные объекты анализа:

  • продуктовый каталог облачных провайдеров на официальных сайтах в разделе продукты
  • Отражение продуктового каталога в документации
  • Каталоги выбора продуктов в личном кабинете консоли личного кабинета

Критерии оценки:

  • Представленные сервисы в продуктовом каталоге имеют ценность сами по себе
  • Структура маркетингового сайта коррелирует с пользовательской документацией
  • Структура навигации личного кабинета коррелирует с продуктовым каталогом маркетингового сайта
  • В личном кабинете доступны для заказа все сервисы, которые представлены в продуктовом каталоге на сайте

Yandex облако

Анализ проведен 21 августа 2024.
Информационная архитектура является сервисно-ориентированной. В качестве сервисов позиционируются платные услуги за которыми клиенты и приходят в облако - compute ресурсы, управляемый кластер k8s, базы данных, очереди и другие. Бесплатные вспомогательные услуги - мониторинг, биллинг, управление организацией также трактуются как сервисы.
Все сервисы разделены на категории: Инфраструктура и сеть, Платформа данных, Контейнеры, Инструменты разработчика и другие.

  • В маркетинговом разделе сайта выделено 10 категорий.
  • В документации представлено 9 категорий, по отношению к маркетинговому разделу отсутствует категория "Популярные"
  • В облачной консоли (личный кабинет) представлены те же 10 категорий, что и на маркетинговом сайте

Рассмотрим детальнее сервисы категории Инфраструктура и сеть на всех ресурсах

продуктовый каталог в маркетинговом разделе сайта:

продуктовый каталог в маркетинговом разделе сайта

продуктовый каталог в разделе документация:

продуктовый каталог в разделе с документацией

продуктовый каталог в пользовательской консоли:

проду�ктовый каталог в разделе с документацией

Заметки

  • Список сервисов в маркетинговом разделе и в разделе с документацией одинаковый
  • В личном кабинете не представлен сервис Cloud Interconnect. Это обусловлено кастомной проектной спецификой реализации выделенного канала от облака до частной инфраструктуры. Возможно сервис доступен только B2B сегмента. Я смотрел на учетной записи с типом физическое лицо.
  • В личном кабинете не представлен сервис Yandex DDoS Protection. Он реализуется настройкой виртуальной машины или шагом при резервировании адреса в сервисе Virtual Private Cloud.

Выводы

к сведению
  • Продуктовый каталог для основных web сервисов с которыми взаимодействует клиент выполнен однотипно
  • Есть небольшие отличия в наполнении каталога в облачной консоли, но они обоснованы спецификой позиционирования и провижининга двух сервисов
  • Клиенту будет легко проходить онбординг в консоли после регистрации при наличии опыта просмотра маркетинговых материалов и прочтения документации

Облако Сloud.ru

Анализ проведен 21 августа 2024.
Компания продает услуги на базе нескольких облаков: Evolution, Advanced, VMWare, MLSpace.
Консоль самообслуживания и основной сайт с маркетинговыми материалами обыгрывают этот факт переключателями выбора облачной платформы. Есть класс кроссплатформенных сервисов. Отдельно выделен функционал администрирования, поддержки, просмотра баланса.

Категории сервисов

Переключатель облачной платформы выставлен в значение Evolution в разделе с документацией и в личном кабинете. В разделе продукты переключателя не видно, видимо представлены наиболее востребованные продукты. сравнение категорий - логические блоки Разделение по категориям важный элемент навигации. Во всех трех ресурсах с которыми взаимодействует пользователь категории представлены по разному: в разном порядке, с разной группировкой, составом и написанием.

Наполнение каталога

Сравнение наполнения разделов Инфраструктура и сети наполнение каталога Некоторые несоответствия и ошибки:

  • SSH ключи не являются самостоятельным сервисом. Клиенты не будут приходить в облако для того чтобы просто записать в него публичный ключ. Это просто возможность организации защищенного соединения до развернутой в облаке виртуальной машины
  • Есть большая группа функций, которые не являются самостоятельными сервисами, но занимают место в продуктовом каталоге. Примеры: история задач, тэги, SSH-ключи, Диски, Образы
  • "Группы размещения" не представлены в маркетинговом разделе
  • Сервис CDN описан в маркетинговом разделе, но отсутствует в лэндинге документации и в личном кабинете
  • Сервис Cloud DNS представлен в личном кабинете, но отсутствует в маркетинговом разделе и лендинге документации
  • Виджет подключенные сервисы не коррелирует с виджетом Сервисы платформы

Выводы

осторожно

Разделение по категориям важный элемент навигации. Во всех трех ресурсах с которыми взаимодействует пользователь категории представлены по разному: в разном порядке, с разной группировкой, составом и написанием.
Наполнение категорий в разных web порталах сделано по разному: разница в наименовании, последовательности изложения, стилистике представления. Для некоторых продуктов отсутствует сквозная трассировка - есть на сайте, нет в личном кабинете или наоборот.
Рекомендуемая услуга - составление информационной модели облака

Публичное облако Selectel

к сведению

Данный параграф находится в разработке

Описание услуги "Разработка информационной архитектуры"

Ориентировочный состав работ:

  • Составление текущей информационной архитектуры портала/приложения/личного кабинета
  • Составление информационной архитектуры других компаний, действующих в той же предметной области
  • Составления списка актуальных проблем и багов:
    • Неконсистетные названия и описания
    • Отсутствие разделов на некоторых web ресурсах
    • Неработающие ссылки
    • Некорректные ссылки
  • Предложения по внесению "быстрых" корректировок
  • Составление скорректированной модели данных
  • Сопровождение команд при реализации корректировок и оптимизации информационной модели

проконсультироваться и заказать разработку информационной архитектуры