Разработка информационной архитектуры
Наполнение услуги разработки и оптимизации информационной архитектуры покажу на результатах анализа информационной модели web ресурсов поставщиков облачных услуг.
Как правило в режиме самообслуживания клиенты взаимодействуют с тремя ресурсами:
- Раздел с высокоуровневым описанием продуктов
- Раздел сайта или выделенный портал с документацией и практическими руководствами
- Консоль личного кабинета
Обычно данные ресурсы - в зоне ответственности нескольких структурных подразделений компании: маркетинг, департамент разработки, отдел аналитики и документирования. Присутствует риск несогласованности в структуре и наполнении разделов.
Ошибки приводят к излишней нагрузке на поддержку, снижению клиентского опыта и увеличивают отток клиентов.
Для проведения анализа выбрал нескольких операторов публичного облака. Все ресурсы уже в общем доступе или доступ для физических лиц предоставляется после регистрации. Выбранные объекты анализа:
- продуктовый каталог облачных провайдеров на официальных сайтах в разделе продукты
- Отражение продуктового каталога в документации
- Каталоги выбора продуктов в личном кабинете консоли личного кабинета
Критерии оценки:
- Представленные сервисы в продуктовом каталоге имеют ценность сами по себе
- Структура маркетингового сайта коррелирует с пользовательской документацией
- Структура навигации личного кабинета коррелирует с продуктовым каталогом маркетингового сайта
- В личном кабинете доступны для заказа все сервисы, которые представлены в продуктовом каталоге на сайте
Yandex облако
Анализ проведен 21 августа 2024.
Информационная архитектура является сервисно-ориентированной. В качестве сервисов позиционируются платные услуги за которыми клиенты и приходят в облако - compute ресурсы, управляемый кластер k8s, базы данных, очереди и другие.
Бесплатные вспомогательные услуги - мониторинг, биллинг, управление организацией также трактуются как сервисы.
Все сервисы разделены на категории: Инфраструктура и сеть, Платформа данных, Контейнеры, Инструменты разработчика и другие.
- В маркетинговом разделе сайта выделено 10 категорий.
- В документации представлено 9 категорий, по отношению к маркетинговому разделу отсутствует категория "Популярные"
- В облачной консоли (личный кабинет) представлены те же 10 категорий, что и на маркетинговом сайте
Рассмотрим детальнее сервисы категории Инфраструктура и сеть на всех ресурсах
продуктовый каталог в маркетинговом разделе сайта:
продуктовый каталог в разделе документация:
продуктовый каталог в пользовательской консоли:
Заметки
- Список сервисов в маркетинговом разделе и в разделе с документацией одинаковый
- В личном кабинете не представлен сервис Cloud Interconnect. Это обусловлено кастомной проектной спецификой реализации выделенного канала от облака до частной инфраструктуры. Возможно сервис доступен только B2B сегмента. Я смотрел на учетной записи с типом физическое лицо.
- В личном кабинете не представлен сервис Yandex DDoS Protection. Он реализуется настройкой виртуальной машины или шагом при резервировании адреса в сервисе Virtual Private Cloud.
Выводы
- Продуктовый каталог для основных web сервисов с которыми взаимодействует клиент выполнен однотипно
- Есть небольшие отличия в наполнении каталога в облачной консоли, но они обоснованы спецификой позиционирования и провижининга двух сервисов
- Клиенту будет легко проходить онбординг в консоли после регистрации при наличии опыта просмотра маркетинговых материалов и прочтения документации
Облако Сloud.ru
Анализ проведен 21 августа 2024.
Компания продает услуги на базе нескольких облаков: Evolution, Advanced, VMWare, MLSpace.
Консоль самообслуживания и основной сайт с маркетинговыми материалами обыгрывают этот факт переключателями выбора облачной платформы. Есть класс кроссплатформенных сервисов. Отдельно выделен функционал администрирования, поддержки, просмотра баланса.
Категории сервисов
Переключатель облачной платформы выставлен в значение Evolution в разделе с документацией и в личном кабинете. В разделе продукты переключателя не видно, видимо представлены наиболее востребованные продукты. Разделение по категориям важный элемент навигации. Во всех трех ресурсах с которыми взаимодействует пользователь категории представлены по разному: в разном порядке, с разной группировкой, составом и написанием.
Наполнение каталога
Сравнение наполнения разделов Инфраструктура и сети Некоторые несоответствия и ошибки:
- SSH ключи не являются самостоятельным сервисом. Клиенты не будут приходить в облако для того чтобы просто записать в него публичный ключ. Это просто возможность организации защищенного соединения до развернутой в облаке виртуальной машины
- Есть большая группа функций, которые не являются самостоятельными сервисами, но занимают место в продуктовом каталоге. Примеры: история задач, тэги, SSH-ключи, Диски, Образы
- "Группы размещения" не представлены в маркетинговом разделе
- Сервис CDN описан в маркетинговом разделе, но отсутствует в лэндинге документации и в личном кабинете
- Сервис Cloud DNS представлен в личном кабинете, но отсутствует в маркетинговом разделе и лендинге документации
- Виджет подключенные сервисы не коррелирует с виджетом Сервисы платформы
Выводы
Разделение по категориям важный элемент навигации. Во всех трех ресурсах с которыми взаимодействует пользователь категории представлены по разному: в разном порядке, с разной группировкой, составом и написанием.
Наполнение категорий в разных web порталах сделано по разному: разница в наименовании, последовательности изложения, стилистике представления. Для некоторых продуктов отсутствует сквозная трассировка - есть на сайте, нет в личном кабинете или наоборот.
Рекомендуемая услуга - составление информационной модели облака
Публичное облако Selectel
Данный параграф находится в разработке
Описание услуги "Разработка информационной архитектуры"
Ориентировочный состав работ:
- Составление текущей информационной архитектуры портала/приложения/личного кабинета
- Составление информационной архитектуры других компаний, действующих в той же предметной области
- Составления списка актуальных проблем и багов:
- Неконсистетные названия и описания
- Отсутствие разделов на некоторых web ресурсах
- Неработающие ссылки
- Некорректные ссылки
- Предложения по внесению "быстрых" корректировок
- Составление скорректированной модели данных
- Сопровождение команд при реализации корректировок и оптимизации информационной модели
проконсультироваться и заказать разработку информационной архитектуры